21 января в суде Центрального района Минска огласили приговор 60-летнему члену профсоюза РЭП Александру Губейко. Его обвиняли в насилии над сотрудником правоохранительных органов. Судья Виктория Шабуня признала Александра виновным по статье 364 УК и приговорила к двум годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
Также суд потребовал Александра выплатить в пользу потерпевшего сотрудника ОМОНа 2500 рублей.
По версии обвинения, 4 октября во время задержания на акции протеста в Минске, он два раза ударил правоохранителя.
— На допросе потерпевший заявил, что от ударов, нанесенных руками 60-летнего Александра, у него появились головокружение и рвота. Сотрудник сказал, что обратился в больницу и врачи классифицировали травму как черепно-мозговую. На ее лечение он потратил 700 рублей. Однако главная претензия потерпевшего ОМОНовца — нанесенный моральный ущерб: инцидент произошел на глазах его коллег и протестующих, что задело его честь и достоинство как сотрудника правоохранительных органов, – сообщил активист РЭП Дмитрий Бородко.
Пострадавший сотрудник запросил компенсацию морального и материального вреда в размере 2500 рублей. А прокурор – 2 года лишения свободы по статье 364 УК РБ. Судья Шабуня при вынесении приговора полностью удовлетворила требования обвинения.
Александр Губейко вину не признал. Он пояснил суду, что насилия к сотрудникам не применял. После задержания в РУВД ему дали подписать протокол за участие в несанкционированном мероприятии. По словам Александра, он был в состоянии шока и подписывал протокол в страхе, что его могут избить. Позже выяснилось, что подписав этот документ он признался в том, что « не специально нанес два удара по спине сотруднику ОМОНа, в чем раскаивается».
Дмитрий Бородко также отметил, что адвокат защиты нашел много противоречий в деле:
— Во-первых, потерпевший утверждал, что Александр упирался при задержании, цеплялся за одежду, падал. Его коллеги, также сотрудники ОМОН, заявили, что подсудимого задержали и завели в микроавтобус. Ни о каком сопротивлении речи не было.
Во-вторых, наблюдались рассогласования показаний по микроавтобусу, в который завели Александра: в материалах дела написана одна марка транспортного средства, потерпевший называл другую.
В-третьих, к материалам дела были прикреплены рапорты дежурных по ГУВД, которые утверждали: обвиняемый нанес удары ногой, а не руками. Я считаю, что это дело сфабриковано.
По мнению представителя профсоюза, который следил за развитием уголовного процесса, адвокат сделал все от него зависящее в условиях правового дефолта, который сейчас наблюдается в Беларуси.
— Я не могу судить о правомерности вынесенного судебного решения. Но в течение всего судебного заседания, судья неоднократно останавливала слушание, прерывала адвоката, а в конце вынесла ему предупреждение: «если сторона защиты не прекратит прерывать сторону обвинения — напишем письмо в адвокатскую контору». Все это дало понять каким будет приговор и на чьей стороне суд, — прокомментировал Бородко.
Активисты РЭП присутствовали на каждом слушании и морально поддерживали Александра.
— Уголовное дело Александра Губейко не связано с защитой прав рабочих, это противостояние на политической почве. Но мы будем поддерживать всех членов нашего профсоюза, которые столкнулись с необоснованными обвинениями и репрессиями, – в заключение добавил Бородко.